КЭСО » Новости » Готов ли Путин совершить кадровую революцию?

Готов ли Путин совершить кадровую революцию?

Без качественного и радикального обновления правительства его предвыборные обещания останутся на бумаге

Пока «болотная оппозиция» продолжает по инерции нарезать круги по Москве, демонстрируя остатки былой массово-уличной «роскоши», участники электорально оформленной «тандемной рокировки» отправились в столицу зимней Олимпиады-2014, чтобы вдали от митинговых страстей обсудить структурный и персональный состав нового кабмина.

И надо сказать, что итоги этого импровизированного «спортивно-мозгового штурма» могут иметь определяющее значение с точки зрения дальнейшего развития ситуации в стране. Поскольку, по большому счету, не столько имитация бурной деятельности в рамках т. н. «политической реформы имени Медведева», сколько кадровые чистки (или их отсутствие) в исполнении новой-старой президентской «метлы» станут тем самым оселком, на котором можно будет проверить искренность озвученных Владимиром Путиным предвыборных обещаний осуществить коренное переустройство российского социально-экономического и политического бытия.

Пока же высокопоставленные чиновники в лучших традициях кремлевского «закулисного» жанра отказываются «огласить» заинтересованной общественности «весь список» подготовленных ими кадровых решений (поговаривают, что новый состав правительства вообще будет объявлен не раньше инаугурации), вместо этого предпочитая акцентировать (точнее сказать, переключать) внимание широких слоев населения на гораздо менее содержательные, сугубо технократические аспекты предполагаемых изменений. В частности, не делается секрета из предложения рабочей группы вице-премьера Дмитрия Козака сократить количество вице-премьеров с восьми человек до пяти, а также инициативы Дмитрия Медведева (которого представители медийного и экспертного мейнстрима называют не иначе как «без пяти минут премьером») по созданию системы «открытого правительства». Впрочем, называя вещи своими именами, эти и многие другие широковещательные нововведения (Медведев, похоже, еще не наигрался в подаренный ему американским коллегой модный гаджет и, как сообщает «Коммерсантъ», будет рассматривать возможность введения сертификации компьютерной грамотности и позиции «chief information officer» в министерствах и ведомствах, вкупе с постепенным запретом на бумажный документооборот), максимум тянут на обновление правительственного интерфейса, не покушаясь на концептуальные основы курса правящих элит.

Очевидно, что российское общество, которое на прошедших выборах великодушно реструктурировало выданный ранее Владимиру Путину кредит доверия (честно говоря, с точки зрения перспектив его скорого погашения новоизбранный президент находился в преддефолтном состоянии), ожидает от последнего большего, нежели чем простое перекрашивание либерального фасада правительства в менее крикливые цвета, а скорее требует качественного изменения всей сложившейся парадигмы госуправления. С этим-то, по всей видимости, и могут возникнуть большие проблемы, учитывая периодически просачивающуюся в СМИ информацию о потенциальных фигурантах «путинского призыва» в правительстве. В частности, накануне начала кадровых консультаций сам Путин неожиданно объявил, что пост в новом правительстве может получить Михаил Прохоров, «если того захочет сам». От появления в министерском кресле очередного «равноудаленного» от вертикали власти олигарха страну могут спасти только непомерные амбиции Михаила Дмитриевича, который меньше чем на президентское (ну или, на худой конец, премьерское кресло), похоже, не согласен. В экспертных кругах также поговаривают о том, что не исключен вариант с министерским «камбэком» откомандированного в Москву «вашингтонским обкомом» монетарного «стерилизатора» российской экономики в лице Алексея Кудрина (этот персонаж, впрочем, вновь опроверг свое участие в будущем правительстве). Подобные сценарии пока не имеют однозначного подтверждения, однако тенденция, что называется, просматривается.

При этом, мягко говоря, не совсем понятно, каким образом представители либерального фундаментализма будут реализовывать основные положения предвыборной программы Владимира Путина, многие из которых имеют ярко выраженную социально ориентированную и государственническую направленность (если такая задача вообще изначально ставилась, а не являлась риторической лапшой, повешенной на уши электората). В этом смысле ныне действующий кабмин и так буквально нашпигован одиозными фигурами, дальнейшее пребывание которых на высоких руководящих должностях «несовместимо с жизнью» заявленных Путиным планов по преодолению сырьевой экономической модели, технологическому перевооружению, реиндустриализации РФ и возвращению ей статуса одного из ведущих игроков на мировой арене.

В их числе – «архитекторы» военной и образовательной реформ, господа Сердюков и Фурсенко, чьими стараниями обороноспособность и интеллектуальный потенциал страны являются непрерывно убывающими величинами, глава Минздравсоцразвития Голикова, под чьим «чутким руководством» ведомство вместо обещанного расцвета отечественной фарминдустрии со снижением цен на 30% по жизненно важным лекарствам отметилось лишь в ряде коррупционных скандалов при закупке препаратов для льготников и диагностического оборудования, шеф Минтранса Левитин, при активном административном участии которого «одна из двух извечных русских бед» лишь упрочила свое аксиоматическое значение, и многие другие. Из нынешнего состава кабмина, пожалуй, лишь непотопляемый Сергей Шойгу заслуживает положительной характеристики из серии «не состоял, не привлекался, не замечен».

В то же время «кадровый голод» Владимиру Путину не грозит: общественность сама уже давно и весьма настойчиво «подсказывает» национальному лидеру имена тех, кто достойны быть членами правительственной команды, осуществляющей «оперативное руководство» российской державой. Так, в качестве замены г-ну Сердюкову с его богатым опытом в мебельном бизнесе мог бы выступить генерал-полковник Леонид Ивашов, который пользуется высоким авторитетом не только среди военных, но и в патриотически ориентированных кругах в целом, и которого лихо «прокатил» «волшебный» чуровский ЦИК в ходе регистрации кандидатов в президенты. В свою очередь, на пост главы Минэкономразвития буквально просится кандидатура академика РАН Сергея Глазьева, которого многие претенденты на высший пост «грозились» включить в состав правительства в случае своей победы на выборах. Пост же главы Минобрнауки, если это ведомство так и останется неразделенным, практически создан для нобелевского лауреата Жореса Алферова... В общем, как говаривал один небезызвестный исторический персонаж, «незаменимых у нас нет».

Масштаб возможной кадровой ротации в правительстве и Администрации Президента в интервью KM.RU прокомментировал генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин:

– По моему мнению, обновление штатного расписания кабмина будет весьма существенным и, скорее всего, превысит 50%. Круг новых фигурантов в правительстве, скорее всего, уже очерчен. Среди них, весьма вероятно, Аркадий Дворкович, Михаил Абызов и Георгий Боос.

Скорее всего, правительство будет «двухъядерным», причем большее ядро будет сформировано командой Владимира Путина и, соответственно, ориентировано лично на него. А меньшее ядро, по всей видимости, останется за Дмитрием Медведевым, который попытается усилить свои позиции с перспективой лидерства в «Единой России». Понятно, что ключевые решения по кадровому вопросу останутся за Владимиром Путиным; вот почему я прогнозирую увеличение его влияния в кабинете министров как президента РФ. Т. е. едва ли этот вопрос будет отдан на откуп Дмитрию Медведеву. Таким образом, представительство его команды в правительстве будет не таким, на которое он рассчитывает. Вышеназванные кандидаты на попадание в правительство – это медведевские протеже.

Что касается «кандидатов на вылет», то вполне вероятно, что по разным причинам правительство покинут Игорь Левитин, Татьяна Голикова и Андрей Фурсенко. Что касается Сердюкова, которого медийное сообщество склонно относить к числу наиболее одиозных фигур, то, действительно, многие военные недовольны его деятельностью на своем посту. Однако у меня сложилось личное впечатление, что Владимир Путин оставит его в правительстве для дальнейшей реализации армейской реформы.

Судя по всему, расширения штатной структуры правительства не произойдет. Скорее речь будет идти о реструктуризации отдельных ведомств, которая может сопровождаться их разделением на несколько. Новый кабмин был назван «большим правительством» в силу своей двухъядерной структуры. Это будет команда двух человек. Также мне кажется весьма вероятным, что, если он сам того пожелает, в правительство может вернуться Алексей Кудрин. Тогда Дмитрию Медведеву гарантировано «веселое» премьерство.

Что касается Администрации Президента, то там перестановки не обсуждаются, а, скорее, уже заканчиваются. Одна из последних новостей – из управления по внутренней политике уходит Иван Демидов. Как мне кажется, большую роль в кадровой ротации АП играет тренд на ее очищение от сурковской команды, хотя при этом значительная часть сотрудников Владислава Суркова сохраняет свои посты. Я имею в виду средний и низовой уровни. Это говорит о том, что Володин морально готов проводить кадровую политику, исходя из тех наработок и контуров, которые оставил ему в наследство Сурков. Скорее всего, он не станет вычищать все «под корень», что было бы неосмотрительно, поскольку тогда можно будет потерять равновесие в устоявшейся системе внутренней политики. Хотя, как мне кажется, Володин серьезным образом изменит и направление, и целеполагание внутриполитических векторов. Я полагаю, что он будет более чутко, чем Сурков, реагировать на пожелания Владимира Путина. В целом кадровые изменения в правительстве будут коррелировать с заявленными им предвыборными обещаниями.

Источник: KMnews