КЭСО » Новости » Смеси на качелях экономики

Смеси на качелях экономики

Производители сухих строительных смесей не дают четких прогнозов на будущее, однако, несмотря на падение объемов и ухудшение финансирования, продолжают борьбу за качество. Некоторые игроки решили отложить выпуск новинок до лучших времен, но есть и такие, кто предпочел рискнуть и представить на рынок новые продукты.

Производители сухих строительных смесей, считают, что общая экономическая ситуация в России спровоцировала ряд негативных явлений. В начале года наметился спад промышленного производства, в том числе в секторе ССС – в конце лета некоторые аналитики говорили о 15% снижении выпуска продукции. Сейчас специалисты отмечают замедление темпов работы производств, но не прогнозируют переход за ноль.

«Прошедший год для производителей ССС оказался весьма непростым, – констатируетуправляющий Союза производителей ССС Евгений Беляев. – Так, если за весь период существования нашего рынка его ежегодный прирост выражался двузначными цифрами за исключением кризисного 2009 года, то в 2013 году этот праздник жизни в отдельно взятой отрасли промышленности строительно-отделочных материалов закончился. В прошлом году в целом по России рост ССС-рынка едва достиг 5%. Если оценивать его в «весовом выражении», то в прошлом году производители ССС– в России изготовили немногим более 8 млн тонн смесей, при этом импорт составил более 500 000 т. В сумме потребление составило 8,5-9 млн т».

По словам эксперта, в начале декабря прошлого года Минэкономразвития снизило прогноз роста ВВП в 2013 года с 1,8 до 1,4 %, при этом рост промпроизводства предполагался менее одного процента. Дальнейшие прогнозы ВВП также снижены: на 2014 год – до 2,5% с 3% и на 2015 год – до 2,8% с 3,1%. А сегодня, с учетом ситуации вокруг Крыма и негативных последствий от международных санкций, прогнозируемые показатели можно дополнительно пересмотреть в сторону ухудшения.

«В этом году он перейдет в режим «нулевой плавучести». При худшем сценарии – минус 2-3% к 2013 году», – предполагает Евгений Беляев.

По мнению же руководителя отдела маркетинга и рекламы ООО «Корпорация «КРЕПС» Андрея Волкова, региональный рынок по результатам 2014 года покажет нулевой уровень или совсем небольшой рост.

«В реальности у всех участников рынка ощущается денежный дефицит, проблемы с платежеспособностью, – говорит Андрей Волков. – Стагнация идет по цепочке. Люди не так охотно покупают квартиры, стройматериалы, делают ремонты. Конечно, это ощущается и нами».

Кто кого?

Специалисты единодушно говорят о том, что рынок ССС консервативен, он с трудом принимает новичков, костяк основных игроков держится уже почти 10 лет.

По мнению аналитиков «Ремикс», лидерами по производству и реализации ССС на рынке по -прежнему являются обосновавшиеся в начале 1990-х на отечественном рынке компании с иностранным капиталом. И, конечно, те российские предприятия, которые за последние 10 лет сумели достичь высокого уровня качества и продвижения своей продукции.

В числе основных игроков на рынке Северо-Запада по порядку выстраиваются: «Кнауф» – гипсовая продукция, «Церизит», «Основит», «Крепс», «Плитонит». Аналитики компании отмечают, что в двух столицах – Петербурге и Москве лидеры меняются позициями. То же, по их мнению, можно сказать о регионах. Своими преимуществами специалисты «Ремикс» считают наличие в продуктовой линейке наряду с общестроительными сухими смесями уникальных продуктов с легким заполнителем – вермикулитом.

Сейчас ГК «Кнауф» занимает около 15% рынка ССС, «Юнис» – около 8%, «Волма» – примерно 5,6%, «Старатели» – почти 5%, «Хенкель-Баутехник» (Церезит) – 4,5%, Бергауф – 3,5%, Сен-Гобен Строительная Продукция Рус – 3,3%, Геркулес-Сибирь, Основит и ЕК Кемикал – +/– 3%, Крепс и Гипсополимер – по 2%.

«Доли рынка ведущих производителей с течением времени, конечно, меняются, -говорит Евгений Беляев,– но динамика достаточно плавная. Всего же в России работают примерно 250 компаний, выпускающих смеси общестроительного и специального назначения. И, если говорить о локальных фирмах, то их число находится примерно на одном уровне: одни с рынка уходят, другие приходят. Такой вот круговорот. Хотя я рискну предположить, что в среднесрочной перспективе число небольших фирм все же будет уменьшаться».

Такую точку зрения разделяет технический директор ООО «Баумит» Александр Самойлов:

«Лидеры сохраняют свои позиции и укрепляют строительством дополнительных заводов, – говорит он. – Новички, как правило, российские, пытаются выйти на рынок за счет низких цен, но в среднесрочной перспективе они могут покинуть позиции из-за нехватки средств, из-за низкой маржинальности».

Среди факторов, формирующих спрос, называются стоимость, которую сегодня все аналитики ставят на первую позицию. Затем идет соотношение цена-качество. В третью очередь учитывается известность бренда и знакомство с его продукцией. Судя по тому, что основные игроки делают упор на функциональных смесях и составах специального назначения, эти качества ССС также сегодня являются определяющими в системе формирования спроса.

«Наиболее востребовано качество, – считает Александр Самойлов. – Для кого-то это слоган, для кого-то обязательное условие. Эксклюзивными являются для нашего рынка смеси, предназначенные для санации старинных и исторических зданий. Но поскольку в стране есть проблемы с нормативной базой на производство этих продуктов, поэтому качество еще долго будет ассоциироваться с импортом».

Лидеры крайне скептически отзываются о новичках, и их способности включится в процесс. Так, по мнению специалистов компании «Ремикс», новичкам потребуется не один год, чтобы войти в разряд узнаваемых и предпочитаемых.

«Пул лидеров сформировался уже давно. Новичков не предвидится, – категоричен Андрей Волков. – Скажу больше, некоторые компании «устали» и могут уйти с рынка. Чтобы понять какие, нужно лишь посмотреть динамику за последние три года. Если говорить о нас, то в Санкт-Петербурге рост объемов «КРЕПС» замедлился, компания занимает второе место после «КНАУФ». Поэтому сегодня мы ждем эффекта от присутствия на рынках УРФО и Москвы».

Ориентиры и цели

Надежды на импортозамещение и стимулирование отечественных производителей в секторе ССС не очень оправданы.

«В текущих условиях из-за макроэкономической ситуации все больше продукции начинает изготавливаться в РФ, строятся новые заводы, – говорит Александр Самойлов. – Тем не менее, ряд специфических продуктов продолжает стабильно импортироваться».

Другим, более стабильным драйвером развития считается процесс разработки и внедрения инноваций. Однако, и по этой позиции, по мнению игроков рынка, особой динамики не наблюдается.

«Инновации в сфере производства сухих смесей плохо приживаются, – считает Андрей Волков. – Например, механизация и транспортировка смесей стали развиваться после 2008 года. Сейчас очередной кризис, это заставит затянуть пояса и просчитать затраты в поисках резервов. Таким резервом, конечно, являются затраты на ручной труд. По остальным видам продукции, могу сказать, что у нас в арсенале находится несколько продуктов, но мы их не выпускаем, боимся, что в нынешнем состоянии рынок их не примет».

«Об инновациях в производстве смесей говорить рано, – соглашается с коллегой Александр Самойлов. – Многие пытаются продать инновационные решения, запросив при этом несоизмеримую «инновационности» цену за такие продукты. Рынок рядовых смесей еще имеет резервы. Мы же с инновациями подождем».

Однако есть игроки, настроенные более оптимистично. Так, специалисты компании «Ремикс», признавая, что в производстве ССС наметились некоторые проблемы, характерные для этого периода, считают, что сегодня есть возможность внедрения новинок.

«В связи с появлением на рынке современных химических добавок, более совершенных технологий, новшества так или иначе появляются, пусть не так стремительно, как в период формирования и развития рынка, появления отечественных заводов по выпуску ССС, – говорит руководитель учебно-методического центра ООО «Ремикс» Надежда Полюдина. – Сейчас многие производители развивают линейку эконом класса т.к. часто в массовом строительстве первостепенную роль в выборе марки материала играет его стоимость. Предпочтение отдается материалам, которые не сложны в применении, и в тоже время удовлетворяют по конечному результату. Приблизительно на 50% качество зависит от квалификации рабочего».

По мнению Надежды Полюдиной, в линейке продукции компании востребованы все основные продукты – клеевые составы, штукатурки, шпаклевки, ровнители, кладочные смеси для ячеистых бетонов, декоративные штукатурки. В малоэтажном и индивидуальном строительстве спросом пользуются кладочные смеси, в том числе цветные, термостойкие кладочные и клеевые смеси для печей и каминов.

«Эксклюзивными являются материалы не массового потребления, – подчеркивает Надежда Полюдина. – К ним можно отнести цветные кладочные смеси и минеральные декоративные штукатурки, смеси с легким заполнителем (кроме пенополистирола) нашего производства, а также белые облицовочные клеи для прозрачных материалов, клеевые составы для крупноформатных плиток».

Компания WEBER-VETONIT выводит на российский рынок новинку в ассортименте смесей для выравнивания полов – быстротвердеющую стяжку «weber.vetonit 6000» на цементной основе.

Новый ровнитель для пола можно использовать не только в системах «теплый пол», но и при создании стяжек на разделительном слое и при укрытии трубопровода и других коммуникаций.

ГК UNIS заявляет о планах создания высококачественных продуктов и услуг, которые с учетом рыночной конъюнктуры дадут конкурентное преимущество на рынке и позволят наращивать объемы производств и число лояльных покупателей. Будет расширяться ассортимент смесей, и повышаться удобство их использования, а также будет проводиться работа по информированию и мотивированию клиентов, модернизироваться существующие каналы сбыта и осваиваться новые.

Будущее уже наступило

Специалисты сейчас не готовы делать прогнозы. Ситуация в экономике быстро меняется вслед за макроэкономическими изменениями. Аналитики «Ремикс» считают, прогноз дело ненадежное, и предсказывать что-либо не возьмутся даже маститые аналитики рынка ССС. Учитывая сложившуюся ситуацию, скорее всего, позиции сохранят надежные, проверенные временем производители качественных материалов, неконкурентоспособные игроки уйдут.

Слабым действительно придется нелегко, если учесть, что в прошлом и этом году ключевые игроки инвестировали немалые средства в развитие мощностей. По информации Союза производителей ССС, «Фоника-Гипс» (Торговая марка «Аксолит») в июне прошлого года запустила под Казанью мощный промышленный комплекс по производству гипсового сырья и материалов. Суммарные инвестиции в производственный комплекс, который, кроме завода, включает в себя карьер по добыче гипса, превышают 3 млрд руб.

Спроектированный и оборудованный в соответствии с новейшими технологиями «Сен-Гобен», завод будет выпускать 30 млн кв. м гипсокартонного листа ежегодно. В июле 2013 года началось строительство российского завода компании «Sakret» (120 000 т/год) в Новокуйбышевске Самарской области.

В начале июля компания «Основит» презентовала ввод в строй высокопроизводительной линии по выпуску модифицированных ССС, в конце сентября компания «Брозэкс» запустила в Екатеринбурге пятую производственную линию мощностью 30 000 т в год, а в марте этого года ввела в строй новый завод 30-тысячник в Новосибирске. Там же, в Новосибирске компания «Хенкель-Баутехник» строит свой пятый в России завод, способный выдать 150 000 т смесей при 2-сменной работе.

ЗАО «Бергауф» 14 ноября запустила в Новосибирске завод производительностью 450 тыс. тонн. Инвестиции составили 13 млн евро. В октябре компания приобрела завод годовой мощностью 180 тыс. тонн, производящий ССС, и комплекс по производству гипса в Стерлитамаке.

В Тюмени в 1-м квартале 2015 года «MC Bauchemie» запустит новый ССС-завод, мощностью 30 000 т ССС в год. Не отстает и компания «Юнис», которая в Новосибирске достраивает завод и высокопроизводительную линию по выпуску смесей. При выходе на проектную мощность завод может производить до 15 000 т ССС в месяц.

На фоне прошлогоднего рывка стагнация, наметившаяся в этом году, заставила некоторых аналитиков рисовать мрачную картину.

«Безусловный лидер ССС-рынка РФ – компания «Кнауф» в сентябре прошлого года усилила свою и без того внушительную «промышленную группировку» мощным заводом в Красногорске, и способна выпускать четверть миллиона тонн модифицированных смесей в год, – говорит Евгений Белов. – Если суммировать ожидания ведущих игроков рынка, то рискну предположить четыре сценария развития событий в текущем году.

Очень плохой, когда падение объемов продаж смесей составит на 2-3%; плохой – стагнация и, соответственно, нулевой рост; рабочий – умеренный рост в пределах 2-3 процентов; оптимистичный – рост 5%, – обобщает Евгений Беляев. – Думаю, что оперировать более крупными показателями, было бы с моей стороны безответственно. А вселять неоправданный оптимизм представителям отраслевого сообщества – неправильно. Поскольку пока, к сожалению, я не вижу тех катализаторов, тех драйверов роста, которые могли бы разогреть рынок».

Гораздо симпатичнее выглядит точка зрения тех специалистов, которые склонны видеть позитив в любой ситуации. Скажем, Александр Самойлов считает, что развитие производства возможно, и оно пойдет по пути замещения недорогих растворов, приготовленных на строительной площадке для укладки полов, проведения кладочных работ, которые можно вести с применением средств механизации.

Источник: http://www.stroypuls.ru/