КЭСО » Новости » Заменит ли модная сталь наскучивший бетон

Заменит ли модная сталь наскучивший бетон

В России создана Ассоциация развития стального строительства. Задача АРСС — возрождение подзабытой технологии жилого строительства на стальном каркасе.

В 1950-е годы строительство на стальном каркасе было суперпопулярным. Именно стальной каркас лежит в основании большинства сталинских высоток, в том числе и знаменитой гостиницы «Украина». А еще в Москве стальной каркас «держит» крышу Киевского вокзала, конструкции из металла перекрывают «световой фонарь» Гостиного Двора.

Запад и мы двигались в противоположных направлениях

Однако со временем стальное строительство отошло на второй план. Это было связано с тем, что Россия стала экономить металл — ведь львиная его доля отправлялась в оборонную отрасль. Рассказывают даже, что проектировщиков в те времена чуть ли не штрафовали за использование металла при проектировании жилых зданий.

А вот Запад между тем двигался в обратном направлении, год от года наращивая долю стальных конструкций в строительстве. И теперь в Великобритании, Швеции, США лидирует вовсе не монолит-бетон, а стальные конструкции: до 65—68% зданий в этих странах возводится на стальном каркасе. Причем на стальном основании строятся не только какие-то знаковые объекты, но и масса будничной, тихой и неприметной застройки: школы, больницы, паркинги, жилые дома…

В стальном строительстве создается пул профессионалов

Почему же в строительной отрасли России не приживается металл? Доля зданий на стальном каркасе у нас пока не превышает 15%. Российские примеры стального строительства единичны: выставочный центр «Крокус-Сити», Московский дом музыки, одна из высоток Москва-Сити…

Те, кто основал АРСС и собрал туда заинтересованных участников, убеждены: строительство на стальном каркасе — очень перспективная и, главное, современная технология, которую нужно всячески развивать и продвигать на отечественный рынок.

В Ассоциацию развития стального строительства решили объединиться производственники, девелоперы, архитекторы и проектировщики, интересующиеся стальным строительством. Застрельщиками объединения стали крупнейшие производители стального проката («ЕВРАЗ», «Мечел», ОМК), ведущие заводы металлоконструкций (Ruukki Russia, «Мастэнерго», «Северсталь Стальные решения», «МЕТТЭМ» и т.д.) и, наконец, крупные проектные организации, специализирующиеся в этой сфере (ЦНИИПСК им. Н.П. Мельникова, ЦНИИСК им Кучеренко, AECOM и т.д.).

— Сейчас на российском рынке наблюдается профицит производства стали, — сетует директор по развитию бизнеса Дивизиона Сталь ООО «ЕВРАЗ» Александр Эренбург. — Большое количество стального проката мы экспортируем за рубеж. Но, к сожалению, зарабатываем на экспорте очень мало. Мы бы хотели больше присутствовать (а соответственно, и зарабатывать) на отечественном рынке.

Плюсов больше, чем минусов

Любопытно, что одновременно с производителями стальных конструкций темой стального строительства увлеклись девелоперы. И их можно понять. Плюсы металлокаркаса очевидны.

Второй очевидный плюс — это всесезонность стального строительства.

— У нас в Новосибирске достаточно холодно, — продолжает Вадим Варвянский. — Временной интервал, в течение которого можно заниматься активными строительными работами, ограничен 8—9 месяцами. А из металла можно строить круглый год. Ведь из стали не строят — ее собирают.

Уже доказано, что скорость возведения здания на металлокаркасе на 20—30% выше, чем у монолитного. Например, 10-этажный дом с площадью одной секции 5,5 тыс. кв. м можно собрать всего за 22 дня.

Но главное преимущество — это, пожалуй, себестоимость строительства. При грамотном проектировании она ниже, чем у монолитных домов.

К тому же не все знают, что тонна каркаса металлоконструкций заменяет 14 (!) тонн бетона.

Не надо бояться металлических балок

Почему же строительное сообщество пока достаточно настороженно относится к металлокаркасу?

— Все дело в стереотипах, — полагает генеральный директор АРСС Дмитрий Еремеев. — Мы воспринимаем металл как что-то холодное, неуютное. И нам трудно представить, что в нашей квартире вместо «родных стен» вдруг появятся какие-то металлические балки и фермы. А между тем дома на стальном каркасе практически ничем не отличаются от монолитных. Порой даже те, кто в таких домах живет, не знают, что их жилье построено по «стальной» технологии.

Безусловно, нужно будет поработать над снижением уровня металлоемкости. Новосибирцы, например, уже «завязаны» с десятком научно-исследовательских институтов. В итоге опробованы меры, позволяющие достичь металлоемкости, почти равной железобетону

В ближайших планах — жилье из стали

Участники АРСС не скрывают: проблем в стальном строительстве пока много. Одна из самых больных — в нашей стране практически утеряны навыки проектирования зданий на стальном каркасе. А опыта массового строительства жилых зданий по стальной технологии у нас никогда и не было.

В советское время металл всегда старались экономить, беречь. Но теперь наступили другие времена, и избыточное количество стали (цена на которую на мировых рынках в последние годы стабильно снижается) может вполне успешно конкурировать с бетоном.

Ассоциация развития стального строительства настроена по-деловому. Она будет продвигать стальные технологии именно в жилое многоэтажное строительство. Ведь строят же за рубежом многочисленные жилые комплексы, а кроме них — паркинги, торговые центры, детские садики и школы. Там это, повторим, в порядке вещей.

В ближайших планах АРСС — участие в реализации пилотных проектов в родных пенатах, разработка нормативной базы по стальному строительству, создание научно-образовательного кластера и медиацентра, призванных лоббировать стальное строительство на всех уровнях.

Так что, возможно, в ближайшее время и у нас в России появятся знаковые проекты из стали, которые не стыдно будет показать миру.

Источник: http://www.rcmm.ru/